РАЗРАБОТКА СЗЗ

САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ

      Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

      Она устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ.

      Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

      Определяющим нормативным документом в этой области является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», устанавливающий:

  • класс опасности промышленных объектов и производств,

  • требования к размеру санитарно-защитных зон,

  • основания для пересмотра этих размеров,

  • методы и порядок их установления,

  • ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны,

  • требования к их организации и благоустройству,

  • требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

      Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы определены главой VII и приложениями 1- 6 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов.

      Устанавливаются следующие ориентировочные размеры СЗЗ:

  • промышленные объекты и производства I класса – 1000 м;

  • промышленные объекты и производства II класса – 500 м;

  • промышленные объекты и производства III класса – 300 м;

  • промышленные объекты и производства IV класса – 100 м;

  • промышленные объекты и производства V класса – 50 м.

Основание для разработки проекта СЗЗ

         Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

         Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

         Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I — III класса опасности является обязательной согласно п.3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

         Устанавливаются санитарно-защитные зоны:

- для вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;

- для действующих промышленных объектов и производств I, II, III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;

- для действующего объекта или производства в случае принятия решения Администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.

           Не разрабатывается проект СЗЗ для действующих промышленных объектов и производств только в следующих случаях:

- если уже была установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов;

- если расстояния от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его;

- для объектов, которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух;

- для объектов, расположенных на удалении от нормируемых территорий на расстояние 10 и более км, при условии, что в радиусе 1000 м от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья коренных малочисленных народов, другие нормируемые территории, перспективная жилая застройка, в соответствии с генеральным планом развития городского или сельского поселения, не будет приближаться к границе ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия;

- для объектов, расположенных в промышленной зоне и не имеющих непосредственных границ с нормируемыми территориями.

      Кроме того, разработка проекта СЗЗ предусмотрена:

  • Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

Ст.52 п.2 — В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений — территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

  • Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:

Ст.11 — Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц…

Ст.12 п.2. — При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Ст.20. п.3. — Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

        Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности (в соответствии с п.2.1.) разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

 

Перечень документов, необходимых для разработки проекта СЗЗ

        Для разработки проектов расчетной санитарно-защитной зоны по каждой промплощадке необходимо предоставить следующие сведения:

  1. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

  2. Акт выбора земельного участка для строительства объекта, постановление администрации о выделении земельного участка, акт приемки объекта в эксплуатацию. Либо указать дату начала осуществления данного вида деятельности на участке и хронологию реорганизации предприятия.

  3. Документы, устанавливающие порядок землепользования (договор аренды земельного участка либо свидетельство о государственной регистрации права).

  4. Документы, подтверждающие право пользования объектами, зданиями, сооружениями на участке (свидетельства о государственной регистрации права, другое).

  5. Выписку сведений о рассматриваемом участке из государственного земельного кадастра (кадастровый паспорт) с указанием плана его границ и смежных землепользователей.

  6. Копию топоплана М 1:2000, заверенную в Архитектуре, с указанием прилегающей жилой застройки, характеристикой селитебной территории (наличие детских и лечебных учреждений, спортивных сооружений, садово-огородных участков), лесопарковых зон, водозаборных скважин, поверхностных водных объектов, прочих предприятий и организаций всех сфер деятельности, транспортных путей и пр. в радиусе нормативной СЗЗ по всем направлениям от границы территории объекта.

  7. Показатели работы объекта в течение последних 3 лет отдельно по годам.

  8. Режим работы объекта и численность работников.

  9. Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), санитарно-эпидемиологическое заключение на него, разрешение на выброс в атмосферу, план-график контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов и в контрольных точках, технический отчет об их соблюдении.

  10. Паспорта пылегазоочистного оборудования.

  11. Паспорта вентиляционных систем (при отсутствии паспортов — марки вентиляторов, объемные расходы, высоту и диаметр труб). Схема размещения на территории объекта вентиляционных систем и прочего шумящего оборудования.

  12. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), лимиты на размещение отходов, даты оформления и согласования паспортов опасных отходов, лицензия на обращение с отходами I-IV классов опасности. При отсутствии ПНООЛР: схему размещения на территории объекта мест накопления отходов, договоры со сторонними организациями на транспортировку и передачу отходов для использования, обезвреживания, размещения на свалке с приложением копий соответствующих лицензий организаций-приемщиков.

  13. Договор на водоснабжение и прием сточных вод (откачку сточных вод из выгреба при снабжении привозной водой). Либо информация об источнике водоснабжения: наименование водоснабжающей организации, лимит водопотребления и водоотведения, наличие контрольно-измерительных приборов, фактическое количество забранной воды и сброшенных сточных вод.

  14. Договор водопользования, решение о предоставлении водных объектов в пользование.

  15. При наличии собственных водозаборных скважин: паспорта скважин, лицензия на недропользование, проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

  16. Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) и санитарно-эпидемиологическое заключение на него, решение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов водный объект.

  17. Договоры на энергоснабжение и теплоснабжение.

 

Кроме того, помимо вышеперечисленного, желательно предоставить (при наличии):

  1. Предписание или решение суда на разработку проекта СЗЗ.

  2. Проекты строительства или реконструкции объекта и заключения экспертиз по ним.

  3. Схема размещения оборудования в помещениях и на открытых площадках с экспликацией (существующие строения и перспективное строительство) в М 1:500, описание основных технологических процессов и перечень применяемого оборудования.

  4. Отчеты о выполнении мероприятий при наличии планов мероприятий в ПДВ и ПНООЛР.

  5. Баланс территории предприятия: застройка, асфальтовые, бетонированные, плиточные покрытия, озеленение.

  6. Выписку из плана перспективного развития населенного пункта о плане использования территории данного объекта.

  7. Приказ о назначении лиц, ответственных за соблюдение требований природоохранного законодательства, свидетельства о повышении их квалификации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

  8. Утвержденные инструкции по действию в аварийных ситуациях на опасных производственных объектах.

  9. Программу производственного контроля на текущий год.

  10. Результаты производственного контроля в предшествующем и текущем году: протоколы измерений уровня шума, вибрации, напряженности электромагнитного поля, исследований качества воздуха на границе жилой и санитарно-защитной зоны, испытаний химического, радиологического и бактериологического загрязнения проб почвы.

       При нахождении жилых построек в пределах нормативной СЗЗ после определения ее границ в процессе разработки проекта, как правило, требуется оформить запрос в муниципальное управление архитектуры о законности жилья, количестве проживающих, дате ввода в эксплуатацию жилых построек.

 

Порядок разработки проекта СЗЗ:

Проект СЗЗ разрабатывается отдельно для каждой промплощадки. Единый проект СЗЗ для двух и более площадок одного предприятия разрабатывается если:

  1. две и более площадки одного предприятия непосредственно граничат или сообщаются между собой,

  2. нормативные СЗЗ двух и более площадок одного предприятия накладываются друг на друга или пересекаются.

 

Санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно в 2 этапа:

  1. расчетная (предварительная) — выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);

  2. установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров, выполненных в соответствии с программой наблюдений, разрабатываемой в составе проекта.

 

Этапы выполнения работ:

  1. Наш специалист после Вашего обращения проводит предварительный анализ сложившейся ситуации с использованием представленных ответственным лицом предприятия кратких сведений о деятельности предприятия и Интернет-ресурса (картографический материал, официальный сайт), имеющихся в нашей базе сведений.

  2. Определяются виды, стоимость и сроки выполнения работ.

  3. Сторонами согласовываются виды, стоимость, схема оплаты и сроки выполнения работ.

  4. Заключается договор.

  5. В случае необходимости наши специалисты выезжают на объект для натурного осмотра или консультационной беседы с руководством предприятия, ответственным лицом, заинтересованным представителем по предварительной договоренности.

  6. Анализ представленных исходных данных для разработки проекта СЗЗ.

  7. В случае невозможности или несвоевременности подготовки полного комплекта необходимых сведений, мы можем самостоятельно организовать данный вид работ за дополнительную оплату.

  8. Оформление проекта СЗЗ включает:
    • анализ функционального использования территории в районе расположения предприятия (характеристика промышленной зоны, жилых построек, садово-огородных участков, детских и лечебных учреждений, спортивных сооружений, лесопарковых зон, водных объектов и пр.);

    • определение источников негативного воздействия по фактору загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия (шум, вибрация и пр.);

    • определение нормативных размеров санитарно-защитной зоны для отдельных источников воздействия и в целом от промплощадки;

    • расчет СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха с использованием ПК «Эра»;

    • моделирование зон акустического дискомфорта использованием ПК «Шум»;

    • расчет уровня звукового давления в контрольных точках с учетом экранирования застройкой и зелеными насаждениями;

    • разработка мероприятий по планировочной организации и благоустройству СЗЗ;

    • определение местоположения точек с максимально возможным уровнем воздействия для проведения инструментальных исследований;

    • разработка программы наблюдений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия;

    • оформление схематичных и графических материалов;

    • другие виды работ.

  1. Оформленный проект СЗЗ передается представителю предприятия.

  2. Руководитель предприятия рассматривает и утверждает проект СЗЗ.

  3. Утвержденный проект СЗЗ представителем предприятия либо нашим специалистом (по условиям договора) передается на экспертизу и согласование в контролирующие службы:

     

    • В ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» для санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения экспертного заключения по проекту расчетной СЗЗ (платно);

    • В «Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю» — для рассмотрения и выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на проект расчетной СЗЗ (бесплатно).

  4. Процедура согласования в контролирующих службах зависит от класса опасности предприятия:

     

    • для промышленных объектов и производств I и II класса опасности установление размеров санитарно-защитных зон осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:

  • предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;

  • экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;

  • оценки риска здоровью населения. В случае если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.

     

    • для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон устанавливаются на основании санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

 

  1. После получения санитарно-эпидемиологического заключения по проекту расчетной СЗЗ в случае необходимости проводятся натурные исследования и измерения по программе наблюдений.

  2. Проект окончательной (установленной) СЗЗ разрабатывается на основании проекта расчетной (предварительной) СЗЗ с учетом результатов натурных исследований и измерений (предприятий всех классов опасности) и оценке риска для здоровья населения (предприятий I и II класса опасности).

  3. После установления окончательной санитарно-защитной зоны согласованный проект СЗЗ представляются в муниципальное управление архитектуры для утверждения границы санитарно-защитной зоны в качестве линии градостроительного регулирования (генплан, схема территориального планирования и др.).

 Стоимость и сроки разработки проекта СЗЗ

           Общая стоимость разработки проекта СЗЗ определяется следующими факторами:

  • местоположением рассматриваемой промплощадки относительно жилой застройки, дачных и садово-огородных участков, детских и лечебных учреждений, спортивных сооружений, лесопарковых зон, водозаборных скважин, поверхностных водных объектов, предприятий и организаций продовольственной и фармацевтической отрасли;

  • нормативными размерами санитарно-защитных зон отдельных источников воздействия и в целом промплощадки предприятия;

  • количеством источников негативного воздействия на атмосферный воздух и количеством источников негативного физического воздействия (шум, электромагнитные излучения, вибрация и пр.);

  • количеством сообщающихся или граничащих площадок предприятия при разработке единого проекта СЗЗ;

  • количеством единовременно оформляемых проектов СЗЗ для различных площадок предприятия;

  • участия наших специалистов в организации процедуры согласования оформляемой документации;

  • требуемых сроков разработки.

 

         Минимальная стоимость разработки СЗЗ — от 19300 руб. (без учета НДС).

        Как правило, применяется авансовая схема расчетов (50х50 % либо 30х30х40 %). В случае 100 %-ой предоплаты определенный договором срок выполнения работ сокращается на 30%.

        Минимальный срок разработки СЗЗ — от 10 рабочих дней (без учета рассмотрения и согласования в контролирующих службах).

 

 Ответственность за отсутствие проекта СЗЗ

         Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

>