Оценка воздействия на окружающую среду

Мероприятия по охране окружающей среды

     Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке проектной документации предусмотрено Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ для всех видов планируемой хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

     Проведение ОВОС основано на принципе потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, независимо от организационно-правовой формы собственности.

     Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной или иной деятельности и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

     ОВОС проводится на различных стадиях реализации намечаемой деятельности:

  • выбор земельного участка для размещения объекта,

  • технико-экономическое обоснование намечаемой деятельности,

  • проектирование строительства, реконструкции, расширения, перевооружения,

  • консервация, ликвидация объектов хозяйственной и иной деятельности.

     Регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации, «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372.

     ОВОС выполняется в соответствии с положениями «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», утв. Приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539.

     Основные задачи, решаемые в процессе ОВОС:

  • оценка состояния окружающей среды до реализации проектных решений, то есть определение исходных характеристик и параметров компонентов окружающей среды, которые могут быть затронуты в процессе хозяйственной деятельности;

  • выявление основных факторов и видов негативного воздействия в связи с реализацией планируемой деятельности: загрязнение атмосферного воздуха, акустическое воздействие, воздействие на геологическую среду, загрязнение поверхностных и подземных вод;

  • обоснование показателей предельно допустимого воздействия намечаемой деятельности исходя из лимитирующих экологических факторов и установленных санитарно-эпидемиологических нормативов качества окружающей среды;

  • разработка рекомендаций по ограничению или нейтрализации основных видов воздействий с учетом современных научных достижений в соответствующих областях, использования ресурсосберегающих технологий, систем защиты окружающей среды и т.п.

     Кроме того, в процессе ОВОС, как правило, выполняются следующие виды работ:

  • анализ неблагоприятных техногенных факторов (попадание объекта в границыводоохранных зон поверхностных водных источников, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных зон промпредприятий),

  • определение ресурсного потенциала территорий,

  • определение фонового состояния окружающей среды,

  • определение потенциального воздействия объекта на окружающую среду в период его строительства, эксплуатации и ликвидации,

  • разработка предложений по организации системы экологического мониторинга на всех этапах реализации намечаемой деятельности,

  • разработка мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду,

  • расчет компенсации ущерба, причиняемого в периоды строительства и эксплуатации объекта,

  • оценка альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности, (включая «нулевой вариант», т.е. отказ от реализации проекта),

  • выявление и учет общественного мнения.

     Участие общественности в обсуждении намечаемой деятельности обеспечивается застройщиком, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии Заказчика в соответствии с законодательством РФ. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения от общественности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Информация о намечаемой деятельности в кратком виде публикуется в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта. В публикации представляются сведения о:

  • названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности,

  • наименовании и адресе заказчика или его представителя,

  • органе, ответственном за организацию общественного обсуждения,

  • примерных сроках проведения обсуждений (в течение 30 дней со дня опубликования),

  • предполагаемой форме  обсуждения (опрос, слушания, референдум, и т.п.),

  • форме представления замечаний и предложений.

     ОВОС утверждается Заказчиком и представляется на Государственную экспертизу, либо санитарно-эпидемиологическую экспертизу в зависимости от стадии намечаемой деятельности. Финансирование Государственной экспер­тизы и санитарно-эпидемиологической экспертизы осуществляется за счет средств Заказчика документации, подлежащей экспертизе.

     По результатам экспертизы экспертной комиссией подписывается специальный акт — заключение, которое представляет собой документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта, либо о соответствии государственным санитрано-эпидемиологическим правилам и нормативам. Заключение может быть положительным и отрицательным.

     Положительное заключение экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта. В случае отрицательного заключения экспертизы Заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении.

     В дальнейшем, материалы ОВОС могут быть использованы для разработки раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМООС) в составе проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения или раздела «Мероприятия по охране окружающей среды» (МООС) в составе проектной документации на линейные объекты капитального строительства в соответствии с «Положением о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.

     В настоящее время в Алтайском крае ОВОС оформляется как правило на стадии выбора участка для размещения объекта для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, ПМООС и МООС разрабатываются в составе проектной документации на объекты капитального строительства.

     Работы по оформлению ОВОС и ПМООС, МООС не подлежат лицензированию согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

     Вы можете прислать заявку на разработку ОВОС, ПМООС, МООС по адресу: 656043, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Никитина, 111, тел./факс (8-3852) 65-90-69, 63-41-53, 63-28-84, e-mail: ekopro@rambler.ru.

>